ИБП по-домашнему
Собираем бюджетный литиевый UPS для своей серверной
Экономическая мотивация
Мы рассмотрим относительно самодельное решение. Самодельное — потому что мы не будем покупать готовый ИБП для нашей серверной, а относительно — потому что собирать его мы будем из готовых компонентов. Ничего паять не нужно, а из инструментов тебе понадобится как минимум отвертка, а как максимум — комплект гаечных ключей.
Однако сначала нужно оценить, сколько стоят готовые решения, чтобы понять, имеет ли смысл наша затея. В качестве примера возьмем сначала недорогой UPS STR500SL-18 (500 В ⋅ А / 400 Вт), цена на данный момент составляет 39 800 рублей, а при 80% нагрузки мы получим 30 мин автономной работы.

Сам понимаешь, 400 Вт (а 80% — это 320 Вт) — не наш вариант, маловато. Несмотря на то что этот ИБП стоечный, он подойдет только для питания обычного (не игрового) компа. В серверной он пригодится разве что для питания маломощного сетевого оборудования вроде всяких свитчей, роутеров и прочей подобной техники. Не подумай, что я критикую конкретно эту модель, — это касается всех подобных решений на 500 В ⋅ А / 400 Вт.
Возьмем более дорогой UPS — STR1103SL. Фото приводить не стану: он похож на предыдущую модель, отличается только цветом экрана и немного другой его формой. Что мы получим за довольно ощутимые 92 460 рублей? В характеристиках все солидно: 3 кВ ⋅ А / 2,7 кВт. А при 80%-й нагрузке мы получим всего четыре минуты автономной работы. То есть если твое оборудование потребляет 2700 Вт ⋅ 0,8 = 2160 Вт, то ты продержишься всего лишь четыре минуты и ни секундой дольше.
У меня в хозяйстве есть парочка старичков HP Proliant, каждый с блоком питания по 700 Вт. Конечно, 1,4 кВт они никогда не потребляли, но в среднем, в зависимости от нагрузки, каждый из них кушает по 500 Вт. Если быть предельно точным, то 2,2 А при напряжении 227 В — это 499,4 Вт. Возьмем с запасом: 600 Вт каждый, итого 1200 Вт. А наш STR1103SL может выдержать нагрузку 2160 Вт аж четыре минуты, следовательно, если выключат свет, то этот UPS обеспечит автономность на восемь минут. Маловато. Также к недостаткам подобных ИБП можно отнести долгое время зарядки батареи: может случиться, что к следующему отключению света батарея не успеет зарядиться полностью.
Конечно, есть и UPS, к которым можно подключить внешние батареи, в результате чего время работы будет зависеть от емкости внешних батарей. Но цена такого решения без батарей составляет 182 440 рублей. По нынешнему курсу это 1754 доллара (пересчитываю, поскольку компоненты нужно будет заказывать на всем известном китайском сайте, а эти товарищи считают всё в долларах). Дороговато, не так ли?
Альтернатива
В качестве альтернативы подобным решениям я предлагаю использовать гибридные инверторы. Обычный инвертор, как мы знаем, позволяет преобразовать постоянный ток, который он возьмет, скажем, от аккумулятора 12 В (даже обычного автомобильного), в переменный ток 220 В.
Гибридный инвертор используется в солнечных станциях и позволяет подключать не только батареи, но и солнечные панели, а также подмешивать энергию из сети. Схема такой солнечной станции показана ниже.

Алгоритм функционирования такой системы зависит от настроек инвертора, но обычно все работает так:
- Если можно получить энергию от солнечных панелей и подключенная нагрузка ее не превышает, то мы питаемся от солнечных панелей и уменьшаем счет за электричество. Остаток энергии сбрасывается в батарею или продается в сеть по зеленому тарифу.
- Если солнечные панели не перекрывают нагрузку, то энергия подмешивается из сети или батареи, когда сети нет. Другими словами, панели сейчас вырабатывают 1 кВт энергии, а нам нужно 1,5 кВт. Так вот, недостающие 500 Вт будут взяты из сети или из батареи (например, если сети нет или если в настройках указано, что нужно использовать сначала энергию аккумулятора).
В качестве сети также может выступать генератор. Например, если в розетке нет напряжения, инвертор может подать сигнал на запуск генератора для зарядки батареи или питания нагрузки.
Все это выглядит очень сложно и очень дорого. Но теперь представим, что ни генератора, ни солнечных панелей у нас нет. Имеется только инвертор, батарея, сеть и нагрузка. В итоге мы получим идеальный ИБП для нашей серверной, квартиры или даже всего частного дома (о многоэтажках речи не идет). Просто огромный «повербанк» для всего помещения.
Сразу оговорюсь: подобное решение вряд ли устроит дата‑центры, поскольку там не два‑три сервера, а гораздо больше и для резервного питания уместнее использовать дизельные генераторы на 20–30 кВт. Можно построить и солнечную станцию на 30 кВт, но такое решение уже вряд ли будет считаться бюджетным. Но, учитывая, что дизельный генератор тоже стоит немало, все нужно просчитывать. Мы сейчас углубляться в математику с экономикой не будем. Наша задача — обеспечить питание нашей мини‑серверной, а в качестве бонуса мы получим резервное питание для всего помещения.
Альтернатива альтернативе
Конечно, есть и альтернативы гибридным инверторам. Например, те же генераторы. Но в квартире или в офисе ты не сможешь его использовать по понятным причинам, а в частном доме или на каком‑нибудь загородном объекте генератор подходит разве что в качестве «резерва для резерва» — когда батарея разрядилась, сети нет, а заряжать ее чем‑то надо. Шум, вонь, необходимость хранения запасов ГСМ (бензин или дизель), регулярная заправка, периодическое техническое обслуживание (нужно регулярно менять масло, свечи и прочее)… В общем, это не решение для XXI века.
Однако если ты погружался в вопрос обеспечения резервного питания, то наверняка видел в продаже зарядные станции вроде EcoFlow. Продукт на самом деле неплохой. Та же Delta 2 держит нагрузку 1,8 кВт (с моментальной перегрузкой в 2700 Вт), имеет «запас хода» 1024 Вт ⋅ ч и стоит 96 тысяч рублей.
Что такое «запас хода», она же емкость, выраженная в ватт‑часах (Wh)? Если мы говорим о конкретной цифре в 1024 Вт ⋅ ч, то это означает, что при нагрузке в 1 кВт батарея должна продержаться около одного часа. Если брать пример с двумя серверами, потребляющими 1–1,2 кВт в час, то это устройство продержится чуть менее часа. Не очень много, но все же лучше, чем восемь минут за те же деньги. Конечно, можно за 76 тысяч рублей подключить еще одну батарею на 1024 Вт ⋅ ч, и общий запас у тебя будет 2048 Вт ⋅ ч, а обойдется тебе вся эта затея в 172 тысячи. Все равно дорого.
Приборы и материалы
Для начала перечислим, что нам понадобится. Нам нужны следующие компоненты:
- гибридный инвертор;
- аккумулятор(ы) или ячейки, если ты решишь собирать аккумулятор сам;
- плата BMS, если будешь делать аккумулятор самостоятельно;
- провода нужного сечения, идущие от аккумулятора к инвертору;
- медные луженые наконечники нужного типа и размера (размер зависит от сечения кабеля);
- кабель пятижильный ВВГнг или ПВС, сечение (2,5, 4 или 6) зависит от мощности инвертора;
- два двухполюсных автоматических выключателя нужного номинала;
- опционально: предохранитель или автоматический выключатель для постоянного тока, номинал зависит от инвертора (от 100 А);
- щиток для автоматов минимум на шесть мест.
Пока это общий список, и по мере выбора оборудования он будет уточняться. Выбор компонентов зависит от самого инвертора, аккумулятора, а также от способа подключения. Но обо всем по порядку. Ничего не покупай, пока не приобретешь инвертор. Затем внимательно прочитай руководство и выбери компоненты под нужную модель.
Выбор инвертора
Выбор инвертора зависит от планируемой нагрузки. Начнем с напряжения аккумулятора. Существуют три вида систем — 12, 24 и 48 В. Первую отбрасываем сразу — такие инверторы выдерживают нагрузку не более 1,5 кВт и нам не подходят. Поэтому выбирать придется между 24 и 48 В. Вторая категория дороже, поэтому ты должен просчитать, хватит ли тебе 24 В. Максимум, что можно получить из такой системы, — это 4,2 кВт (по факту — 4 кВт), в природе нет более мощных инверторов для аккумуляторов на 24 В.
Как понять, какая у тебя будет нагрузка? Да очень легко:
- Если нужно обеспечить резервное питание серверной стойки, то она, как правило, подключается к одной розетке. Обычные розетки типа Schuko рассчитаны максимум на 16 А или 3,5 кВт. Больше (даже если ты будешь использовать кабель сечением 6 мм2) она не выдержит — расплавится. Покупаем простейший ваттметр, вставляем его в розетку, а к нему подключаем вилку от блока розеток твоей стойки. Ваттметр показывает потребление подключенных устройств, и на основании этого ты принимаешь решение.
- Если нужно обеспечить резервное питание всего помещения, в котором установлены серверы, то есть дома или квартиры, то в щиток нужно подключить амперметр и оценить нагрузку.
По опыту, если стойка питается от одной розетки, система на 24 В тебя должна устроить. Если стойка питается от двух розеток, то, значит, все не так просто — две раздельные линии, два отдельных автоматических выключателя намекают на 7 кВт, поэтому твой выбор — 48 В.
Если же брать домашнее или офисное применение, то нужно учитывать дополнительную нагрузку. Устанавливаем амперметр (или ваттметр, но они дороже, поэтому можно обойтись обычным амперметром, а потом умножить 230 В на полученное значение и узнать нагрузку в ваттах) в щиток и смотрим, сколько потребляют твои девайсы. Включаем телевизор, обычные компьютеры, свет и так далее. Понятно, мощные потребители вроде кондиционера, стиральной, посудомоечной машины, электродуховки и прочей кухонной утвари включать не нужно — вряд ли ты захочешь использовать эти приборы, когда нет электричества. Даже если ты купишь инвертор на 10 кВт и два аккумулятора по 5 кВт и твоя система выдержит 10 кВт, то ты высадишь аккумуляторы за час — в этом нет никакого смысла.
Современные устройства довольно экономные, и 500–600 Вт должно хватить на всё. Конкретно в моем случае дом потребляет не более 500 Вт ⋅ ч при условии, что отключены мощные потребители. Этого хватает на все освещение, телевизоры, ноутбуки, камеры наблюдения, газовый котел зимой, холодильник и прочее. Плюс два сервера‑старичка по 500 Вт каждый, итого имеем 1,5 кВт нагрузки. Исходя из этого, для меня оптимальным выбором стала система на 24 В, сердцем которой служит инвертор на 3,2 кВт. Самодельный аккумулятор при такой нагрузке обеспечивает два часа автономной работы. Забегая вперед, скажу, что вся система обошлась мне в 700 долларов — инвертор, АВР, ячейки, плата BMS и прочие мелочи.
Система на 48 В нужна, если нагрузка будет превышать 4 кВт, поскольку гибридных инверторов 24 В с большей мощностью я не встречал. Даже если у тебя постоянная нагрузка сейчас составляет 3 кВт или чуть больше, также есть смысл рассмотреть систему на 48 В — так сказать, с прицелом на будущее.
Также систему на 48 В нужно рассматривать, если у тебя трехфазная проводка. Слабенькие устройства из линейки 24 В такое не вытянут.
По ценам: гибридный инвертор на всем известном китайском сайте обойдется от 200 (даже есть еще дешевле) до 300 долларов, если речь идет о 24 В, и от 300 долларов, если нам нужна система на 48 В. Самое дорогое, как ты уже успел догадаться, не инвертор, а аккумулятор.
Нам подойдут следующие варианты аккумуляторов:
- автомобильные аккумуляторы — два (24 В) или четыре (48 В);
- самодельный аккумулятор из литиевых ячеек;
- самодельный аккумулятор из литий‑железо‑фосфатных ячеек;
- готовый аккумулятор на 24 или 48 В.
Автомобильные аккумуляторы
Автомобильные аккумуляторы на 12 В — самое простое и самое дешевое решение. Они подойдут в случае, если:
- покупать готовый аккумулятор для тебя дорого;
- собирать аккумулятор своими руками ты боишься или тебе просто лень;
- система резервного питания тебе нужна на сейчас: при условии, что инвертор уже куплен, аккумуляторы можно купить в любом супермаркете или автомагазине;
- если электричество отключают редко и между отключениями достаточно времени, чтобы аккумуляторы успели зарядиться.
К преимуществам автомобильных аккумуляторов можно отнести дешевизну и простоту. Два аккумулятора типа AGM по 100 А ⋅ ч обойдутся примерно в 34 тысячи рублей. В итоге мы получим 24 ⋅ 100 = 2400 Вт ⋅ ч (это грубо, поскольку автомобильные аккумуляторы, даже AGM, полностью разряжать нежелательно). Но в любом случае при нагрузке 1 кВт (наши два условных сервера) мы сможем протянуть два часа. Что неплохо, учитывая, что UPS обойдется нам долларов в пятьсот (инвертор и два аккумулятора).
На что нужно обращать внимание при покупке автомобильных аккумуляторов?
- Тип аккумулятора — AGM или гель. Обычные свинцовые аккумуляторы плохо переносят полный разряд, при этом количество циклов заряд — разряд не превышает 500, а обычно составляет около 300. Другими словами, если свет будут отключать каждый день по два часа, то есть аккумуляторы будут разряжаться почти полностью, то их хватит примерно на год. Дальше — потеря емкости, вместо двух часов автономной работы они будут работать, скажем, один час.
- Аккумуляторы должны быть одинаковой емкости, одного типа (не используй свинцово‑кислотные и AGM вместе), желательно одного производителя и даже одной партии. То есть тебе нужно два или четыре абсолютно одинаковых аккумулятора.
- Пусковой ток, расположение клемм и прочие характеристики не имеют значения.
К недостаткам автомобильных аккумуляторов можно отнести низкую скорость заряда. Максимальный ток заряда автомобильных аккумуляторов — 10 А, гелевые допускают до 15 А. Если ты совсем ничего в этом не понимаешь, тогда объясняю на нашем примере. Имеем два аккумулятора AGM (WET или свинцово‑кислотные не рассматриваем) по 100 А ⋅ ч. Грубая расчетная емкость — 2400 Вт ⋅ ч. Из нее вычитаем 400 Вт ⋅ ч, поскольку даже AGM не рекомендуется разряжать полностью, но все‑таки они лучше переживают глубокий разряд, чем WET.
Наши два сервера «скушают» 2000 Вт за два часа. То есть аккумуляторы будут полностью разряжены. Для компенсации их заряда понадобится почти десять часов (100 А ⋅ ч делим на 10 А) или чуть меньше при условии, что мы их не разрядили полностью за эти два часа. Если свет отключают несколько раз в сутки, то важно, чтобы между отключениями проходило десять часов или больше, иначе батарейка не успеет полностью зарядиться. Если отключения происходят чаще, нужно рассмотреть более емкие аккумуляторы, скажем на 200 А ⋅ ч.
Теперь разберемся, как подключать автомобильные аккумуляторы и что для этого нужно. Существует две схемы подключения аккумуляторов: параллельное и последовательное. Параллельное используется для увеличения емкости батареи. Если мы возьмем два аккумулятора на 12 В по 100 А ⋅ ч и подключим их параллельно, мы получим «один большой» аккумулятор на 200 А ⋅ ч на 12 В. Последовательное подключение используется для повышения напряжения. Если мы последовательно подключим два аккумулятора 12 В емкостью 100 А ⋅ ч, то получим одну батарейку 24 В на 100 А ⋅ ч.
На следующем рисунке показано, как правильно подключать автомобильные аккумуляторы, чтобы получить напряжение 24 и 48 В.

Обрати внимание, что на схеме есть значок предохранителя. Вместо предохранителя можно также использовать автоматический выключатель для постоянного тока (DC) на 100–125 А.
Поговорим о токе. В качестве примера опять возьмем систему на 24 В. Пусть мы купили инвертор на 3 кВт и у нас имеется два аккумулятора по 100 А ⋅ ч с расчетной емкостью 2400 Вт. Мы установили DC-автомат на 100 А. Умножаем 100 А на 24 В, и мы получим те же 2400 Вт. То есть мы сможем израсходовать нашу батарейку за один час.
Но наш инвертор более мощный и выдерживает нагрузку 3 кВт. Что, если нагрузка у нас выше (пусть 2,8 кВт), а автомат — на 100 А? Правильно, автомат сработает и не даст так быстро израсходовать аккумуляторы. По опыту скажу, что, если нагрузка временная, например у нас работают серверы и в это время включился компрессор офисного холодильника, ничего страшного не произойдет — автомат не сработает моментально. Ему нужно некоторое время, а за это время нагрузка снизится, и все будет работать, как прежде. Если же нужно постоянно работать на пределе возможностей, значит, используем более мощный автомат с током на 125 А. В этом случае 24 ⋅ 125 = 3000: мы сможем реализовать всю мощность инвертора. А если инвертор у нас на 4 кВт, то нужен DC-автомат на 150 А (24 ⋅ 150 = 3600).
Кроме аккумуляторов, потребуется еще провод с сечением, подходящим под твой инвертор. Открываем руководство и смотрим, какой провод нам нужен. В качестве примера — фрагмент из руководства к моему инвертору.

Мы имеем дело с постоянным током, здесь сечение вроде 4–6 мм2 не подойдет. Нужно использовать толстые провода, а к ним еще потребуются кольцевые наконечники для подключения к инвертору, автомату DC и аккумулятору. Примечательно, но типы наконечников будут отличаться в зависимости от инвертора и аккумуляторов. В большинстве случаев подойдут медные луженые кабельные наконечники D5.2 — они как раз предназначены для кабеля сечением 25 мм2.

Однако недостаточно вставить кабель в наконечник. Наконечник нужно обжать гидравлическими пресс‑клещами. Стоят такие от 5000 рублей, но я не думаю, что ради разовой акции рационально их покупать. Проще всего, чтобы не ломать голову, обратиться в магазин кабельной продукции, где тебе продадут провод нужной длины, подберут наконечники и сразу выполнят их обжимку. Кстати, поскольку мы имеем дело с постоянным током, то длина кабеля не должна превышать 1,5 м — этого вполне достаточно, чтобы удобно разместить и инвертор, и аккумуляторы.
На следующем рисунке показан уже готовый UPS для всего офиса, использующий инвертор 48 В PowMr и четыре аккумулятора по 200 А ⋅ ч каждый. Расчетная емкость такой системы 4800 Вт ⋅ ч.

Если ты внимателен, то на иллюстрации заметил балансир (эквалайзер) для аккумуляторов. Считается, что балансир позволяет более равномерно распределять заряд между батареями. Использовать его или нет — решать тебе, тем более что производитель инвертора в своем руководстве не упоминает о каких‑либо балансирах. Цена такого девайса составляет около 50 долларов в зависимости от количества аккумуляторов (для 24 В — дешевле). Если ты хочешь купить балансир только ради того, чтобы видеть напряжение на каждой батарее, дешевле приобрести четыре простеньких вольтметра.

Также на рисунке, как ты успел заметить, отсутствует автоматический выключатель на плюсовом кабеле, ведущем к инвертору. Сэкономили. Но, несмотря на это, уже более года все работает нормально.
Готовый аккумулятор
Преимущества аккумулятора из магазина:
- готовое решение, тебе нужно только подключить его к инвертору;
- как правило, содержит плату защиты батареи BMS, управлять которой можно с помощью смартфона по Bluetooth;
- поставляется в симпатичном корпусе с дисплеем, что особенно важно, если UPS будет размещаться на видном месте;
- часто в комплекте уже есть провода, причем уже обжатые. Существует, конечно, вероятность, что наконечники к инвертору не подойдут, но они, по крайней мере, точно подойдут со стороны батареи;
- обычно такие аккумуляторы построены на базе литий‑железо‑фосфатных ячеек (LiFePO4), которые более безопасны (не горят и не взрываются) и обладают большим числом циклов заряд — разряд, чем литиевые ячейки.
Внешний вид и цена аккумулятора зависит от фантазии производителя. Для системы на 24 В часто можно встретить в продаже батареи, внешне напоминающие обычные автомобильные аккумуляторы на 12 В. Несмотря на свою простоту, они оснащены платой BMS, к которой можно подключаться по Bluetooth.


Минусов у готовых решений нет, если не считать их цену. Хотя, нужно отметить, в последнее время она существенно снизилась. Так, показанный выше аккумулятор на 24 В обойдется в 418 долларов, а на 48 В со второго рисунка — в 867 долларов в варианте на 100 А ⋅ ч и 1228 долларов емкостью 150 А ⋅ ч.
Вспомним стоимость инвертора на 24 В — от 200 долларов, то есть готовый UPS на 2560 Вт ⋅ ч обойдется нам в 618 долларов плюс несколько мелочей, которые практически ничего не стоят.
При выборе готового аккумулятора обрати внимание на следующие характеристики (не считая его емкости):
- Charge Current — ток заряда;
- Discharge Current — ток разряда.
Ток заряда — это максимальный ток, которым можно заряжать батарею. Часто указывается в амперах или в виде 0,5 c. С амперами все понятно, а второй показатель представляет собой коэффициент, на который нужно умножить емкость. То есть если емкость у нас 100 А ⋅ ч и ток заряда 0,5 с, то заряжать такой аккумулятор можно током 50 А (100 ⋅ 0,5). Ток 50 А говорит о том, что при полном разряде аккумулятор зарядится до 100% примерно за 2 ч (при емкости 100 А ⋅ ч). Рекомендуется заряжать его током ниже, 30 А, — так он будет заряжаться дольше (чуть более 3 ч), но при этом ты продлишь ему жизнь. Некоторые аккумуляторы можно заряжать (судя по их спецификациям) током 20 А. Это мало, и возникают сомнения, а точно ли в них литиевые или литий‑железо‑фосфатные ячейки?
Ток разряда — не менее важная характеристика. Представь ситуацию, когда у тебя инвертор на 4 кВт (ты потратился и купил не за 200, а за 300 долларов), аккумулятор на 24 В и его BMS разрешает максимальный ток разряда 100 А. Умножаем 24 на 100 А и получаем 2400 Вт. Если нагрузка будет больше, BMS просто отключит батарею и твой UPS выключится. И зачем тогда тебе инвертор на 4,2 кВт? Поэтому, если уж покупаешь более мощный инвертор, ищи и аккумулятор, способный выдерживать бо́льшие нагрузки — с током разряда 125 или даже 150 А.
Собираем литиевый аккумулятор из «консерв»
«Консерва» — это ячейка батареи электромобиля Nissan Leaf (можно использовать и от других электрокаров, но такие ячейки проще и дешевле всего достать), а не то, что ты подумал. Достоинства подобного самодельного решения — дешевизна и высокая скорость заряда по сравнению с AGM-аккумуляторами. Литиевые ячейки можно заряжать током 30–50 А, что при полном разряде позволяет зарядить аккумулятор за 2–3 ч. Если часто отключают свет, такое решение — бюджетный выход из ситуации.
Недостатки:
- непрезентабельный внешний вид, но если такой самодельный аккумулятор будет стоять, скажем, в гараже или какой‑нибудь кладовке, где его никто не увидит, то не все ли равно? При желании можно поместить его в какой‑то самодельный корпус, но для его изготовления нужны желание и руки из правильного места;
- все‑таки мы имеем дело с ячейками б/у. То, что ты получишь на выходе, очень сильно зависит от состояния этих ячеек и их остаточной емкости;
- пожароопасность и взрывоопасность.
Все мы знаем, на что способен литий, а в одной такой консерве лития очень много. Но все проблемы возникают по одной из трех причин. Первая и самая банальная — перезаряд банки. Максимально допустимое напряжение одной ячейки — 4,2 В. Я рекомендую заряжать ячейки до 4,15. Вторая — отсутствие платы BMS. Плата защиты контролирует напряжение каждой ячейки и дельту между напряжениями в них. Если какая‑то ячейка выйдет за пределы 4,15 В, плата просто перестанет ее заряжать. Если разница между минимально заряженной и максимально заряженной ячейкой составит 0,8 В, плата выключит систему. Все продумано. Третья причина — механические повреждения. Бить по такому аккумулятору, ронять его и сверлить в нем отверстия — плохая идея.
На следующей иллюстрации показаны две заготовки для аккумуляторов 48 В 100 А ⋅ ч.

Одна такая подержанная ячейка стоит в среднем 15 долларов (есть дешевле, есть дороже). Для создания аккумулятора на 24 В тебе нужно 7 ячеек, а для аккумулятора на 48 В — 13 ячеек. Поэтому начнем с преимуществ: аккумулятор 24 В примерно на 100 А обойдется в 105 долларов, а аккумулятор 48 В — в 195 долларов. Конечно, сюда нужно обязательно добавить плату защиты BMS, которая в зависимости от варианта стоит до 50 долларов (сейчас цена 38 долларов за вариант 24 В и 43 доллара — на 48 В). Тебе нужна плата 7s для аккумулятора на 24 В и 13s — для аккумулятора на 48 В. Также обращай внимание на ток заряда и разряда, особенно на ток разряда — он должен быть 100 А для системы 48 В и от 100 до 150 А для 24 В:
- инвертор на 2,4 кВт: ток разряда — 100 А;
- инвертор на 3,2 кВт: ток разряда — 125 А;
- инвертор на 4 кВт: ток разряда — 150 А.

Здесь небольшая ремарочка. Допустимое максимальное напряжение одной литиевой ячейки — 4,2 В (не путать с литий‑железо‑фосфатной, там напряжение ниже). На следующем фото показан уже готовый аккумулятор на 24 В. Видно, как ячейки соединены друг с другом. Несмотря на то что в сборке восемь ячеек, одна не задействована. Хитрого ничего нет — нужно соединять по всем трем выводам параллельно согласно полярности.

Как видишь, кроме пластин и болтов, больше ничего не нужно, а из инструментов — набор ключей и отвертка. Вместо пластин можно использовать провода с наконечниками, тут уже кто как собирает.
www
Подробнейшее видео можно найти на YouTube — как говорится, лучше один раз увидеть.
Следующие две полезнейшие ссылки — это подключение платы Daly BMS в конфигурации 7s и в конфигурации 13s.
Daly BMS — один из возможных вариантов. Кто‑то хвалит эти платы, кто‑то ругает. У меня такая, и пока она меня всем устраивает.

Почему 7 и 13, а не 6 и 12 ячеек? Все просто: желание вытянуть бо́льшую емкость, но при этом не выйти кардинально за пределы допустимого напряжения инвертора. Когда мы имеем 7 ячеек по 4,2 В (суммарное напряжение — 29,4 В), мы вписываемся в систему 24 В, как и 13 ячеек по 4,2 В — 54,6 В. Конечно, нужно настраивать кастомный профиль в инверторе, и позже я опишу, как это сделать.
info
Когда ты будешь читать различные форумы, посвященные аккумуляторам, учти, что буквы в конфигурациях означают следующее: s — последовательно, p — параллельно. Конфигурация 7s — семь ячеек последовательно, конфигурация 4s2p — четыре последовательно, две параллельно.
«Консервы» от Nissan Leaf бывают четырех поколений. Чем выше поколение, тем лучше, но если ты хочешь сэкономить, то Gen3 — оптимальный выбор. Можно использовать и Gen2, а Gen1 слишком древние, и, если там осталась половина от начальной емкости, это хорошо.

Подробно на всей теории останавливаться не стану — журнал не резиновый. Дополнительная информация есть в достаточном количестве в интернете.
Настройка BMS
Мало подключить BMS, ее нужно надлежащим образом настроить. При выборе BMS обязательно убедись, что в комплекте идет модуль Bluetooth, подключаемый к разъему UART/BT платы BMS.

К порту UART/BT можно подключить или дисплей для BMS, или BT-модуль. Одновременно эти два гаджета подключить нельзя. Как по мне, модуль BT удобнее, чем дисплей с ограниченной функциональностью. Если некуда девать 50 долларов, можно купить дисплей, но для настройки лучше использовать приложение. Дисплей ты сможешь использовать для отображения параметров работы BMS уже после настройки.
Прежде чем приступить, установи два приложения на свой смартфон — BLE Scanner и SMART BMS. Первое пригодится пользователям iPhone, поскольку iOS сама не обнаруживает Daly BMS, когда активируешь поиск BT-устройств. А это приложение видит BMS и позволяет подключиться к устройству. Использовать приложение нужно один раз — оно найдет BMS и установит соединение. После чего нужно запустить SMART BMS и произвести настройку BMS в этом приложении. В следующий раз BLE Scanner пригодится после обновления iOS, поэтому не спеши удалять его. Если у тебя Android, никаких проблем с подключением к BMS быть не должно.

Итак, нажми кнопку на BT-модуле. Этим ты включишь аккумулятор. Подключать его к инвертору на данном этапе не нужно! Запусти приложение Daly BMS и выбери Local monitoring, после чего свою BMS из списка найденных.
Нажми Local monitoring, затем выбери свою BMS |
Если приложение запросит пароль, введи 123456 — это пароль по умолчанию. На следующем скриншоте показан основной интерфейс. Как видишь, батарея заряжена на 97%, максимальное напряжение — 4,129 В, минимальное — 4,087 В, дельта — 0,042 В.
Основной интерфейс и напряжение каждой ячейки |
Если пролистать эту страничку ниже, ты увидишь напряжение каждой ячейки. То, что приложение ругается на одну из ячеек, не страшно, главное, чтобы эта ячейка не вышла за установленные пределы.
warning
Я настоятельно не рекомендую пользоваться русской локализацией приложения — уж очень кривой перевод, лучше бы его там вообще не было!
Нажми на кнопку Preferences и сразу перейди в раздел Collect board settings. Здесь нужно установить параметры платы. В нашем случае — семь ячеек. Для изменения параметра нужно ввести новое значение и нажать кнопку Set. После чего ввести пароль от BMS, и так для каждого параметра.
Collect board settings, cell characteristics и protection parameters |
Затем перейди в раздел Cell characteristics и укажи тип батареи — Li-ion (не путай с LiFePO4 — для них свой тип аккумулятора и свои настройки), примерную емкость (программа просто верит пользователю, поэтому можно указать и 300 А ⋅ ч, но реальная емкость от этого больше не станет — просто будет врать индикатор уровня заряда батареи).
Чтобы правильно отображался параметр SOC, нужно зарядить батарею до максимума, например в случае с конфигурацией 7s — до 29 В или до 29,4 В, если ты любишь риск, и затем задать SOC = 100%. С этим ты успеешь разобраться позже. При использовании таких же ячеек в той же конфигурации можешь смело вводить параметры с предыдущего скриншота.
Теперь идем в раздел Protection parameters — это очень важный раздел. Здесь я установил напряжение 4,15 В на ячейку. В итоге должно получиться 29,05 В, именно такое напряжение нужно будет выставить в нашем инверторе, чтобы он не пытался зарядить батарею больше, чем нужно.
Минимальное напряжение ячейки — 3,40 В. Если одна из ячеек достигнет этого значения, система выключится. Следовательно, минимально допустимое напряжение всей системы — 23,8 В. Это тоже нужно запомнить: мы внесем данный показатель в наш инвертор.
На самой BMS указаны ограничения по току заряда и разряда. В моем случае — это 100 и 100 А. Но максимальный ток заряда на уровне BMS я ограничил до 50 А, а на инверторе вообще задал 30 А, чтобы беречь ресурс батареи. А вот ток разряда нужно указать 100 А, иначе, если оставить по умолчанию, наша BMS будет выключаться, как только нагрузка превысит 1400 Вт (считаем, что напряжение в данный момент 28 В). Это несколько не то, чего нам хочется.
Максимальное суммарное напряжение — 29,1 В (4,15 ⋅ 7 я округлил в большую сторону), а минимальное — 23 В. Оно указано неправильно, поскольку 3,4 ⋅ 7 = 23,8 В, — я заметил эту ошибку, только когда писал статью. Благо до такого уровня я свою батарейку не разряжал.
Максимально допустимая разница между самой заряженной и самой разряженной ячейкой — 0,80 В.
Остальные параметры можно оставить по умолчанию. Прежде чем мы перейдем к настройке инвертора, поговорим о чрезвычайной ситуации. Что будет, если сработает защита? Система просто отключится, причем ее включение кнопкой на BT-модуле не поможет. Чтобы система снова пришла в чувство, нужно ждать несколько часов. Ускорить процесс можно, если отключить белый коннектор, к которому идут провода от ячеек аккумулятора, на следующем рисунке этот коннектор отмечен как Sampling cable. Отключи коннектор, подожди несколько секунд и подключи снова. Осторожно, поскольку коннектор довольно нежный.

Подключение инвертора
Как подключить инвертор к твоей домашней сети, зависит… от твоей домашней сети. При возникновении сомнений проконсультируйся с электриком. Если нужно запитать только стойку с серверами, то здесь все очень просто. Тебе понадобится кабель ВВГнг или ПВС с сечением 2,5 (до 3 кВт), 4 (3–5 кВт) или 6 мм2 (более 5 кВт). В принципе, кабель сечением 4 мм2 можно использовать в конфигурациях на 6 кВт при условии, что постоянной нагрузки в 6 кВт не будет. Производители перестраховываются и требуют кабели с максимальным сечением, но если его длина будет большой, то выходит не совсем бюджетно, поэтому 4 мм2 вполне достаточно. Многие электрики для подключения инвертора используют гибкий кабель ПВС, так как его проще монтировать. Я же предпочитаю монолитный ВВГнг — это негорючий кабель, подходящий для монтажа на улице. Он не очень гибкий, и его монтаж не такой простой, как ПВС, но ты же не будешь перемещать инвертор с места на место постоянно? Он будет установлен один раз и навсегда. Если планируешь со временем перейти на более мощное решение, то имеет смысл использовать кабель 6 мм2, чтобы потом не переделывать подключение.
Открой верхнюю крышку инвертора. Под ней ты найдешь клеммы для подключения фазы и ноля для присоединения к твоей сети — они будут, как правило, помечены как Grid, фаза помечена как L (line), а ноль — как N (neutral). Для правильного подключения тебе понадобится тестер, чтобы не перепутать фазу и ноль. Выходы с инвертора подписаны как Out/Output. Заземление (желто‑зеленая жила) подключается к контакту, отмеченному значком заземления.
Однако не спеши подключать сразу провода к инвертору. Перед инвертором нужно разместить два двухполюсных автоматических выключателя (2P). Номинал указан в руководстве, как правило, это 32 А для моделей от 3 до 4,2 кВт и 40 А — для 6,2 кВт. Первый будет отключать линию, ведущую от сети к инвертору (она используется для заряда батареи), а второй нужен для отключения выхода инвертора.
Существует четыре способа подключения инвертора.
- Самый простой — когда нужно обеспечить резервное питание одного источника, например серверной стойки. В этом случае инвертор можно подключить к обычной розетке: протяни трехжильный кабель, подключи к нему с одного конца вилку, а с другой стороны очисти провода от изоляции и подключи к контактам Grid, только не перепутай ноль и фазу (одолжи у кого‑то тестер). А к контактам Out подключи двухжильный кабель, к которому ты присоединишь внешнюю розетку. К этой розетке потом ты подключишь вилку блока розеток серверной стойки. Все просто.
- Если нужно запитать все помещение, то инвертор устанавливается после счетчика — он ставится в разрыве входного кабеля. К контактам Grid подключаются фаза и ноль от счетчика, а другой конец кабеля, ведущий к нагрузке, то есть к твоему щитку, находящемуся в помещении, подключается к контактам Out. Тут тоже вроде ничего сложного.
- Подключение только к нужным группам потребителей. В этом случае инвертор будет питать не все линии в помещении, а только выбранные автоматические выключатели, например свет, компьютеры и так далее. Этот способ сложнее, требует знаний электрики и грамотно сделанной проводки. Если у тебя в помещении есть два автомата — один на свет, другой на все розетки, — вряд ли что‑то выйдет.
- Подключение к помещению через автомат ввода резерва (АВР). Статья и так получилась огромной, поэтому этот случай рассматривать не будем.
warning
Перед подключением инвертора обязательно выключи вводной автомат (который стоит после счетчика) — ради твоей же безопасности!
Многие инверторы требуют, чтобы сначала подключали батарею, а потом — питание от сети. Более того, без подключенной батареи такие инверторы даже не запускаются. Поэтому правильная последовательность подключения будет такой:
- Выключить входной автомат.
- Произвести подключение инвертора к существующей проводке, в том числе установить автоматические выключатели, идущие к инвертору и после него.
- Выключить автоматические выключатели инвертора.
- Подключить батарею к инвертору, но не включать инвертор.
- Включить батарею — как правило, на корпусе есть кнопка включения. В случае с автомобильными аккумуляторами этого делать не нужно.
- Включить инвертор.
- Настроить инвертор, указав параметры заряда батареи.
- Включить входной автомат. Поскольку инвертор у тебя установлен в разрыв, то после включения входного автомата «света» в помещении не будет.
- Включить автомат питания батареи — тот, который используется для заряда батареи. Убедиться, что инвертор видит сеть (появится значок линии) и что батарея заряжается.
- Включить второй автомат, который установлен после контакта Out, — появится питание во всем помещении.
Далее мы рассмотрим процесс настройки инвертора на примере модели от PowMr, но аналогичное меню используется во многих китайских инверторах. В крайнем случае у тебя всегда под рукой будет руководство пользователя, на полях которого, кстати, полезно делать заметки, чтобы ничего не забыть.
Для входа в меню инвертора нажми и удерживай несколько секунд кнопку Enter на передней панели инвертора. Далее кнопками Up и Down перемещайся по пунктам меню, а клавишей Enter выбирай пункт. После того как ты окажешься в нужном разделе меню, используй Up/Down для выбора значения и Enter для его сохранения, Esc — если передумал изменять значения, для возврата в меню.
Существует несколько пунктов меню, которые нужно настроить:
- 01 — Output source priority: устанавливает приоритет, откуда питать нагрузку. Как правило, всех устроит приоритет USB (Utility, Solar, Battery) — сеть, панели, батарея (пока нет солнечных панелей).
- 02 — Maximum charging current: максимальный ток заряда аккумулятора. Выбираем 30 А (для AGM — 10 А).
- 03 — AC input voltage range. Доступно два режима: APL или UPS, выбираем последний. Этот режим задает диапазон входного напряжения, в первом случае напряжение в 90 В допускается, во втором минимальное — 170 В.
- 05 — Battery type — здесь нужно выбрать тип батареи. Если у тебя автомобильные AGM, выбирай их. Для всех остальных — USE, пользовательский тип. Так как мы дальше будем настраивать литиевый аккумулятор, выбираем USE.
- 09 — Output frequency — выбираем 50 Гц.
- 10 — Output voltage — выбираем 230 В.
- 11 — Maximum utility charging current — максимальный ток зарядки батареи при зарядке от сети. Выбираем то же самое, что и для пункта 02. Когда у тебя будут подключены солнечные панели, можно будет установить максимальный ток заряда (общий) 30 А, а от сети — 10 А, чтобы инвертор меньше брал энергии от сети и больше от солнца.
- 16 — Charging source priority — приоритет зарядки. Попросту говоря, откуда инвертору брать зарядку. Если у тебя нет панелей, все равно, что здесь выбрано.
- 26 — Bulk charging voltage — очень важный параметр. Помнишь, мы вычислили, что максимум для нашей батарейки — 29,05 В? Вот это значение нужно выбрать здесь. Однако мой инвертор позволяет выбрать только значения 29,0 и 29,1 (или выше), поэтому лучше установить 29 В, чтобы не сработала защита BMS. Для системы 48 В — 53,9.
- 27 — Floating charging voltage — напряжение плавающего заряда. Это минимальный уровень заряда, который будет поддерживаться инвертором. Установи здесь 29 В или значение чуть меньше 29 В, например 28,6. Так при нечастых отключениях света можно немного сэкономить на электричестве. Для системы 48 В — 53,9 В или немного ниже.
- 29 — Low DC cut-off voltage — минимальное напряжение батареи, при котором выключится инвертор. В нашем случае 23,8 В (3,40 на ячейку), у меня стояло 24 В, вот почему я тогда в BMS установил 23 В — все равно это значение никогда не будет достигнуто, поскольку инвертор выключится раньше. Для системы 48 В — 44,2 В.
С назначением остальных параметров ты сможешь ознакомиться в руководстве.
Финансовые итоги
Посчитаем конфигурацию на 24 В 100 А (~2,5–2,9 кВт):
- инвертор 3 кВт с двумя AGM-аккумуляторами — ~500–550 долларов;
- инвертор 3 кВт с заводским LiFePO4-аккумулятором — ~600–650 долларов;
- инвертор 3 кВт с самодельным литиевым аккумулятором — ~400 долларов.
Конфигурацию на 48 В и с емкостью 5 кВт ты можешь просчитать самостоятельно — все цены были приведены в статье. Даже если ты не будешь заморачиваться и купишь уже готовый аккумулятор, то за 650 долларов ты получишь 2,5 кВт гарантированной емкости, а не 1 кВт за примерно 900, если сравнивать с зарядной станцией. Про серверные ИБП и их цены вообще лучше промолчать.
Собственно, на этом всё. Статья не претендует на полное раскрытие темы альтернативных источников питания, ее цель — поделиться своим опытом.